РД 24.090.90-89

Скачать документ

МАШИНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХДОКУМЕНТАЦИИ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ

 РД 24.090.90-89

      Реконструкция грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, направлена на расширение эксплуатационных свойств машины и повышения ее технического уровня.

      Настоящий руководящий материал (РД) устанавливает основные требования к технической документации на реконструкцию грузоподъемных машин при переводе управления из кабины на управление с пола или при оснащении крюковых кранов грузозахватными устройствами (моторный грейфер, грузоподъемный магнит, спредер и т.п.) или различные изменения в системах электропривода и управления.

      Настоящий РД не распространяется на реконструкцию грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывоопасных и пожароопасных зонах, а также в помещениях где хранятся, производятся и применяются взрывоопасные вещества.

 

1.1. Реконструкция грузоподъемных машин проводится при наличии следующих документов от заказчика;

-          паспорт машины (кран, электроталь и т.п.);

-          чертежи общего вида и необходимых основных узлов;

-          схемы электрические принципиальные;

-          ведомости электрооборудования, установленного на машине;

-          сведения о месте установки машины (помещение, навес, открытый воздух);

-          условия эксплуатации машины (количество кранов в одном пролете, работы кранов в двух уровнях по высоте и т.п.);

-          характеристика груза (стальные листы, чушки, скрап, стальные стружки и т.п. или насыпной груз: песок, гравий, щебень и т.п.)

1.2. Проект реконструкции грузоподъемных машин (изменение привода, систем управления, переоборудование крюковых кранов на грейферные или магнитные, перевод управление из кабины на управление с пола и т.п.) должен разрабатываться специализированной организацией.

1.3. За качество проекта реконструкции, соответствие его основным нормам безопасности несет ответственность организация выполнившая проект.

1.4. При реконструкции грузоподъемной машины электрооборудование (оставляемое и вновь выбранное) должно соответствовать условиям окружающей среды.

1.5. При разработке схем электрических, принципиальных, необходимо проверить правильность включений и достаточность приборов и устройств безопасности (конечные выключатели механизмов, звуковые сигнальные приборы, блокированные устройства дверей и люков и т.п.), ранее установленные на грузоподъемной машине.

1.6. В качестве рабочих конечных выключателей допускается применение безконтактных датчиков.

1.7. Выбор электрооборудования должен производиться по действующим нормативным и информационным и информационным документам (каталоги, технические изделия, номенклатурные перечни изделий, выпускаемые предприятиями).

1.8. В случае изменения режима работы механизмов грузоподъемной машины, все электрооборудование ( оставляемое и вновь выбираемое) должно быть проверено на соответствие новым условиям эксплуатации и выполнены проверочные расчеты по электроприводам.

1.9. При необходимости обеспечения точной остановки (позиционирования) механизмов, следует применять электроприводы с регулированием скорости, а в случае применения короткозамкнутых двигателей рекомендуется использовать двухскоростные двигатели.

1.10.        Для привода механизмов, относящихся к группам режимов работы 1М-3М,

        рекомендуется применять короткозамкнутые двигатели.

1.11.        При реконструкции подкранового освещения, допускается включать светильники в силовую цепь трехфазного тока 380В на линейное напряжение соединяя их в звезду. Количество звезд из трех ламп может быть любым (в зависимости от заданной нормы освещенности). При этом необходимо выполнить следующие условия:

-          в каждой фазе звезды должна быть включена только одна лампа;

-          в каждой звезде все три лампы должны быть одной мощности и это условие должно быть внесено в инструкцию по эксплуатации

 

1.12. ….

1.13. После реконструкции грузоподъемной машины, необходимо получить разрешение (с

         предъявлением технической документации на реконструкцию) в органах технадзора   

         на пуск машины в работу.

1.14. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается инженерно-техническим работником по надзору за грузоподъемными машинами на предприятии.

 

2.        ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ КРАНОВ ПРИ ПЕРЕВОДЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗ КАБИНЫ НА УПРАВЛЕНИЕ С ПОЛА

 

2.1. Основными документами реконструкции крана являются:

принципиальная электрическая схема и ведомость комплектующего электрооборудования (оставляемого на кране и нового покупного).
      При необходимости разрабатывается схема соединений и общий вид крана.

2.2. В технической документации должно быть предусмотрено ограничение скорости передвижения крана до 50 м/мин., а тележки до 32 м/мин. В этом случае допускается не устанавливать концевые выключатели передвижения тележки для автоматической остановки.

2.3. Электрическая схема управления должна исключать:

-          самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения;

-          пуск электродвигателей не по заданной схеме ускорения;

-          пуск электродвигателей контактами предохранительных устройств (контактами концевых выключателей и блокировочных устройств).

2.4. В технической документации должно быть предусмотрено следующее:

      - корпус кнопочного аппарата, управления грузоподъемной машины должен быть из изоляционного материала либо заземлен не менее чем двумя проводниками.
      В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат; на стальном тросике, длина которого должна обеспечивать оператору безопасное расстояние от поднимаего груза.
      В этом случае, если аппарат управления висит на тросике ниже 0,5м от пола, его следует подвешивать на крючок, укрепленный на тросике на высоте от 1 до 1,5м;

-          пусковые аппараты применяемые для управления с пола должны иметь устройства для самовозврата в нулевое положение. В случаях применения кнопочных постов, удержание контакторов во включенном положении должно быть возможным только при непрерывном нажатии на пусковую кнопку.

2.5. Ограничение скорости механизмов передвижения (п.2.2.) выполняется различными способами:

-          изменением передаточного отношения редуктора (приводные двигатели с фазным или короткозамкнутым ротором.)

-          увеличеное передаточное отношение определяется отношением:

-           

 

Iy=IПх

VП

Vg

 

где: Iy, IП    - соответственно паспортные данные величины передаточного отношения редуктора и скорости механизма передвижения; 

 

Vg – допустимая скорость передвижения крана до 50 м(мин);

 

-          применением электросхем управления двигателем с фазным ротором, установленном на механизмах (без изменения передаточного числа редуктора):

1)      электросхема управления с ограничением скорости механизма;

2)      электросхема управления с импульсно/ключевой системой регулирования скорости

2.6. В случае замены приводных двигателей механизмов передвижения на короткозамкнутые одно- или двухскоростные двигатели, необходимо провести проверочные расчеты включающие:

-          выбор расчетного ускорения (ap) по заданным параметрам скорости передвижения крана (тележки) и по числу включений нормированных (N) или расчетных значений минимально допустимых чисел пусков (Npk) в час;

-          определение сцепления колес с рельсами;

-          обеспечение допустимой величины максимального и минимального моментов двигателя.

Для выполнения проверочных расчетов пользуются табл.1,2 и 3 в которых определены зависимости параметров(ap), Vг, N(Npk) при использовании различных серий короткозамкнутых двигателей и формулы 2,3,4 и 5.

 

                                                                                                                                    Таблица1    

 

Режим работ электродвигателей

Режим работы кранов по

ГОСТ 25546-82

Расчетные параметры и механизмов крана

Группа режимов работы механизма по ГОСТ 25835-87

Относительная продолжительность включения ПВ%, расчетная

Нормированное число включений в час

Расчетное время работы в год не более,час

1К, 2К

15

60

 

2К, 3К

15

60

 

3К, 4К

15-25

90

 

4К, 5К

 

25

120

 

60

360

4000

 

      Устанавливается минимально допустимое значение расчетного ускорения (например, например, при крановых двигателях (таб.2))

      Выбирается предварительный габарит двигателя с короткозамкнутым ротором, мощность которого должна соответствовать скорости до 50 м/мин. (0,83 м/сек.), допустимой для управления с пола.

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2

 

Допустимое число пусков и торможений (Npk) в час крановых короткозамкнутых электродвигателей мощностью 1,4 –11 кВт.

Расчетное ускорение а, м/с2

Допустимое число пусков в час. Npk и торможений противовключением при наибольшей скорости Vг, м/с

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

Группа режима 4М, 25% ПВ

Группа режима 3М,15-25 % ПВ

0,2

51

42,5

-

-

-

-

-

-

0,3

72

60

51

45

40

-

-

-

0,4

84

78

67

58

52

47

43

39

0,5

106

88

85

74

66

59

54

49

0,6

121

100

96

73

76

68

62

57

Группа режима 5М, 40% ПВ

Группа режима 4М,25% ПВ

 

* При торможении механическим тормозом, число пусков в час удваивается.


Проверка обеспечения сцепления колес с рельсами производится по следующим соотношениям:

-          при приводных электродвигателях с короткозамкнутым ротором (без регулирования пускового момента) механизмов передвижения кранов (тележек), работающих на открытом воздухе (против ветра):

 

a

G+q

-0,386³1,16 ap (2)

G+Q+q

   

-          работающих в помещении:

 

a

G+q

-0,092³0,7 ap  (3)

G+Q+q

 

Где       G – масса крана (тележки) в кг;

             Q – масса номинального груза в кг;

              q – масса крюка с подвеской в кг;

              a - коэффициент сцепного веса (25% приводных катков a = 0,25; 50% = 0,5;

              100%=1,0 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Допустимое число пусков и торможений (Npk) в час электродвигателей единых серий 4АС и АИРС мощностью 0,7 –8,5 кВт.

Расчетное ускорение а, м/с2

Допустимое число пусков в час и торможений противовключением (Npk) при наибольшей скорости Vг, м/с

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

Группа режима 3М, 25% ПВ

Группа режима 2М, 15-25 % ПВ

0,2

32

27

-

-

-

-

-

-

0,3

45

37,5

32

28

25

-

-

-

0,4

59

49

42

37

32

29

27

24

0,5

73

61

52

45

40

36

33

30

0,6

85

71

61

53

47

42

39

35

Группа режима 5М, 40% ПВ

Группа режима 4М,25% ПВ

Группа режима 3М,25% ПВ

* При торможении механическим тормозом числом пусков в час удваивается.

 

 

Таблица 4

 

Допустимое число пусков и торможений (Npk) в час двухскоростных короткозамкнутых двигателей мощностью 0,7 –8,5 кВт.

Расчетное ускорение а, м/с2

Допустимое число пусков в час и торможений на малой скорости при наибольшей скорости Vг, м/с

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

Группа режима 3М, 25% ПВ

Группа режима 2М, 15-25 % ПВ

0,2

67

56

-

-

-

-

-

-

0,3

80

76

58

52

50

-

-

-

0,4

114

94

82

72

63

57

52

48

0,5

136

114

99

86

76

69

62

58

0,6

160

134

116

102

90

80

73

67

Группа режима 5М, 40% ПВ

Группа режима 4М,25% ПВ

Группа режима 3М,25% ПВ

* При торможении механическим тормозом числом пусков в час удваивается.

 

 

Выбранный короткозамкнутый электродвигатель проверяется по условиям пуска в пределах минимального и максимального допустимых пусковых моментов.

Минимальная допустимая величина начального пускового момента (МП1) определятся по формуле:

 

МП1³МСТК1

где

 

К1=

1,2

=1,75

0,92х0,85

 

 

1,2 - коэффициент запаса момента при пуске,

0,9 – возможное снижение напряжения на 10%,

0,85 – производственный допуск на пусковой момент

 

Максимальная допустимая величина  начального пускового момента МП2 определяется по формуле:

 

МП2£

ajWминДК

- К2

1,122UhmК

Где К2ствхh2 – на открытом воздухе (в помещении К2 =0)

Мств – момент статической нагрузки от усилий (ветра) действующих в направлении движения в Нм;

Wмин – наименьшее значение давления (опоры крана) на ходовое колесо, при нахождении тележки в противоположном от опоры конце крана в Н;

j - коэффициент трения колес о рельсы;

ДК – диаметр ходового колеса в м;

U – передаточное число механизма;

h - КПД механизма;

mК – число механизмов;

 

Если МП1 не соответствует условию (4), выбирается следующий габарит короткозамкнутого двигателя и ведется его проверка только по формуле (5).

 

При выполнении условий (4) и (5), выбранный короткозамкнутый электродвигатель удовлетворяет техническим требованием.

 

В случаях когда выбранный короткозамкнутый электродвигатель не удовлетворяет условиям из-за большого пускового момента его ограничение осуществляется одним из возможных способов:

-          в 1,35 раза, включением способом треугольника обмоток двух электродвигателей в сеть 380В (электродвигатели МТКF, час),

-          в 1,73 раза, применением электродвигателей на 500В с включением его в сеть 380В (электродвигатели МТКF),

-          в 3 раза, применением электродвигателя на 660В с включением его в сеть 380В (электродвигатели 4 АС

-          в 4 раза, последовательным соединением обмоток двух двигателей с включением их в сеть 380В (электродвигатели МТКF),

-          до расчетного значения, включением не выключаемых резисторов в цепь статора (симметрично или несимметрично)

-          до расчетного значения, включением встречно последовательно в цепь статора обмотки трансформатора.

 

 

 

 

Готовые объекты
Наши клиенты